Меню
Голосуйте за наш сайт в SEO каталоге

1.1.2.2. Размышления о значимости драгоценной человеческой жизни для достижения долговременной цели достижения состояния Будды

Породите сначала правильную мотивацию.

1.1.2.2. Размышления о значимости драгоценной человеческой жизни для достижения  долговременной цели достижения состояния Будды

 

1 августа – тридцатый лунный день, к тому же – день солнечного затмения, который считается очень благоприятным для накопления огромных духовных заслуг. Это день, очень подходящий для принятия однодневных махаянских обетов.

Повторяю, что значимость дчж имеет три аспекта: во-первых, это значимость с точки зрения временных целей; во-вторых, значимость с точки зрения долговременных целей; в-третьих, значимость в каждый миг.

Значимость драгоценной человеческой жизни в долговременной перспективе заключается в том, чтобы стать Буддой. Чтобы стать Буддой, необходимо взрастить бодхичитту. Хотя бодхичитту можно породить и в других мирах, наша, человеческая, форма жизни обладает лучшими условиями для её порождения. В мире богов развить бодхичитту очень сложно, потому что мирские боги слишком увлечены различными видами наслаждений, являющихся экстремальной, наиболее интенсивной, формой временного счастья. В мире животных и в аду существа испытывают крайние виды страдания, и им также сложно породить бодхичитту. В человеческой жизни нет крайних видов страданий и крайних видов счастья.

На основе драгоценной человеческой жизни проще развить любовь, сострадание и бодхичитту – основные причины состояния Будды. Следовательно, на основе драгоценной человеческой жизни можно достичь состояния Будды. Поэтому, если хотите сделать правильный акцент в своей практике, то ради достижения своей долговременной цели развивайте бодхичитту! Если же хотите достичь временной цели, то вы должны очищать негативную карму и накапливать добродетели. Ибо как вы можете достичь временных целей? Только устранением негативной кармы и накоплением заслуг. В этом – суть буддийской практики, общей для всех колесниц. Поэтому Будда говорил:

«Не создавай негативной кармы.

Накапливай богатство заслуг.

Укроти полностью свой ум.

Таково Учение Будды».

В этой шлоке первые два положения охватывают учение, предназначенное для достижения временных целей. Третье положение предназначено для достижения долговременных целей. Полностью укротить свой ум и достичь долговременной цели можно благодаря порождению бодхичитты, драгоценного ума, заботящегося о других.

Как видите, в тему «Драгоценная человеческая жизнь» включается весь «Ламрим». Осознав это, скажите себе: «О, для достижения долговременной  цели мне необходим ум, заботящийся о других!» Для достижения такого ума необходим океан мудрости, без мудрости невозможно развитие драгоценного ума, сколько бы вы ни подталкивали себя к тому, чтобы заботиться о других. По мере обретения мудрости вы, даже если захотите заботиться только о себе, неизбежно увидите, как это глупо – заботиться о себе. Можно привести аналогию с человеком, который знает, откуда берется зерно. Если у него есть семена, то в сезон он не удержится, чтобы не бросить их в землю. Тогда зерно обязательно прорастет. Было бы глупо сидеть на куче зерна, как крыса. Это наш эгоизм заставляет нас по-глупому копить добро. Из-за эгоизма мы не даем ничего другим, не сеем семена добра.

Практика бодхичитты – это особенность традиции Махаяны. Буддизм, как вы знаете, подразделяется на Махаяну и Хинаяну. В Махаяне самое богатое учение – это учение о том, как породить бодхичитту. Если вы думаете, что достаточно просто услышать наставления о бодхичитте и после этого сказав, что будете заботиться о других больше, чем о себе, уже можете приступать к практике Ваджраяны, то вы ничего не знаете о буддизме.

Хотя Атиша был мастером Дхармы и имел уже тантрические реализации, он совершил паломничество в Бодхгайю и, медитируя там, задумался о том, чего ему не хватает, для того чтобы быстро достичь состояния Будды. В этот момент в пространстве перед ним  материализовались две женщины. Одна из них, с белым лицом (это была Белая Тара), задала вопрос другой женщине, имевшей красное лицо (это была Ваджрайогини):

– Каков самый быстрый путь достижения состояния Будды? – Та, посмотрев на Атишу, ответила:

– Самый быстрый путь достижения состояния Будды – это порождение бодхичитты.

Тогда Атиша понял, что у него все еще нет целого «океана мудрости», который необходим, для того чтобы породить бодхичитту. Тантрические реализации, которые обретаются без порождения бодхичитты, это всего лишь второстепенные сиддхи. Узнав, что единственным, кто обладает полным учением о порождении бодхичитты, является мастер с Золотого Острова (Индонезия), Серлингпа, Атиша со своими учениками отправился к нему по морю. Путешествие длилось тринадцать месяцев и тяжело далось им. На пути то и дело встречались различные препятствия, которые они преодолевали с трудом, несмотря на то, что обладали реализациями. Необходимо сказать, что даже если кто-то научился вонзать пурбу в камень, не имея бодхичитты, это – всего лишь детская реализация.

Достигнув Индонезии, Атиша получил учение о бодхичитте, затем в течение длительного времени его практиковал, живя рядом с Серлингпой, и реализовал его полностью.

На этапах пути, прежде чем достичь долговременной цели, состояния Будды, необходимо породить бодхичитту. Проще всего её развить, если у вас есть драгоценная человеческая жизнь. Поэтому драгоценная человеческая жизнь с точки зрения достижения долговременной цели имеет огромное значение. Скажите себе:  «Я извлеку суть из драгоценной  человеческой жизни. С помощью   бодхичитты  я сделаю её значимой».

Если вы будете размышлять так, то ваша аналитическая медитация о драгоценной человеческой жизни будет приводить в движение весь «Ламрим», каждое её положение будет затрагивать весь «Ламрим». Этот комментарий я получил от своего наставника, Пано Ринпоче. Обычно такие комментарии не даются большому количеству людей. Их принято давать ограниченному кругу учеников, пятерым-десятерым, тем, кто медитирует в горах. При традиционном изложении, которое происходит во время публичных лекций, ламы объясняют, что такое драгоценная человеческая жизнь, и приводятсобственно положения аналитической медитации о драгоценности человеческой жизни. И раньше я вам давал такие комментарии, на основе которых медитируя о драгоценной человеческой жизни, вы медитировали только о драгоценной человеческой жизни. Теперь, получив этот комментарий, который я даю в нынешнем цикле, вы будете, медитируя над одной темой, например, темой драгоценной человеческой жизни, медитировать тем самым на весь «Ламрим». В комментарии, который я даю вам сейчас, содержится объяснение очень сложного системного механизма аналитической медитации: откуда ни подойди к теме, увидишь, что она связана с другими темами.

1

Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank       ; Яндекс.Метрика статистика Яндекс цитирования