1.1.1. Распознание ценности драгоценной человеческой жизни
Загрузка ...
1.1.1. Распознание ценности драгоценной человеческой жизниПервое противоядие от превратного отношения к драгоценной человеческой жизни – это распознание ценности свобод и благоприятных условий человеческой жизни.
Когда я говорил[1] о восьми свободах и десяти благих условиях (тиб. ‘dal byor), я говорил о вашей драгоценной человеческой жизни. Она имеет восемь свобод и десять благих условий, которых нет у других живых существ. Когда вы думаете об этом, вы приходите к выводу, что ваша жизнь является особенной. Когда вы медитируете о драгоценности человеческой жизни, вас должно переполнятьтакое же чувство счастья и радости, какое испытывает нищий, который нашёл клад у себя дома, и желание использовать свою жизнь с пользой для себя и других.
Как визуализировать во время медитации о драгоценной
человеческой жизни
Когда вы медитируйте о драгоценной человеческой жизни, сначала визуализируйте Поле Заслуг на основе текста «Лама чодпа», сделайте подношения и после этого обратитесь к Ламе Лосангу Тубвангу Дордже Чангу с просьбой: «Во многих прошлых жизнях я получал человеческую жизнь, наделенную свободами и благоприятными условиями, но из-за того, что не умел распознать её, я терял её напрасно. Если сейчас я не распознаю её ценность, то снова потрачу её впустую. Пожалуйста, Лама Лосанг Тубванг Дордже Чанг, помогите, благословите меня на то, чтобы я распознал и осознал её ценность и редкость!».
Затем визуализируйте, как от Ламы Лосанга Тубванга Дордже Чанга исходит белый свет и нектар, который очищает вас от негативной кармы, от всех помех, препятствующих распознаванию вашей драгоценной человеческой жизни. Затем исходят свет и нектар желтого цвета, и вы получаете благословение на распознавание драгоценной человеческой жизни. Если вы не сидите в ретрите, а выполняете эту медитацию в процессе повседневной жизни, то можете даже не садиться в позу медитации, а просто в свободное время, лежа, – если вы ленивы, – визуализируйте Поле Заслуг, очищение и благословение, исходящее от Ламы Лосанга Тубванга Дордже Чанга. После этого размышляйте о драгоценной человеческой жизни или читайте книгу на эту тему. Если вы плохо помните содержание «Ламрима»[2], то перечитывайте тексты «Ламрим» снова и снова, пока не выучите его положения наизусть. Читайте «Ламрим» не для того, чтобы получить для себя что-то новое, а для того, чтобы понять его глубже и для того, чтобы выучить наизусть.
[1] В других циклах лекций.
[2] В данном контексте речь идет о положениях, относящихся к теме «Драгоценная человеческая жизнь», но вообще-то в тибетской традиции принято наизусть знать всю структуру «Ламрима». Разные тексты «Ламрима» содержат одну и ту же инвариантную базовую структуру.