Чтобы доказать, что ваш духовный наставник является Буддой, используйте теорию вероятностей[1]. Вы никак не сможете доказать на все 100 %, что ваш гуру является Буддой, но, исходя из теории вероятностей, вы можете утверждать с вероятностью на 90%, что он является Буддой, и убедить себя в этом. Меня когда-то тоже интересовали лишь факты, и в молодости я полагался только на очевидные факты, поэтому, когда я получал наставления о преданности гуру и услышал, что надо визуализировать гуру как Будду, я сказал: «Это – сложно. Где факты для этого?». Я был в недоумении, как это возможно – заставить себя увидеть гуру как Будду. Ведь факты есть факты, с ними не поспоришь. Если гуру – это Будда, то это – факт, который не требует доказательств. А если гуру – не Будда, то это – тоже факт, и тогда как можно доказать себе, что он – Будда?
С фактами действительно не поспоришь[2]. Речь не идет о том, чтобы заставить себя считать учителя Буддой, пусть даже вопреки фактам, а о том, что важно видеть учителя как Будду, убедив себя в этом при опоре на четыре положения, доказывающие большую вероятность того, что учитель – Будда. Благодаря опоре на эти четыре положения вы перейдете от сомнения к стадии правильного предположения: «Очень вероятно, что гуру является Буддой». Какие это четыре положения-доказательства?
Первое доказательство – это безобманные слова Будды, который произносит речи только из сострадания, для блага всех живых существ. Он, полностью раскрывший свой потенциал, говорит только правду. Будда Ваджрадхара сказал: «В будущем во времена упадка я буду являться в облике духовного наставника, чтобы приносить благо живым существам. В этот момент узнайте во мне Будду Ваджрадхару!».
Нужно понимать, что в целом духовные наставники со стопроцентной определенностью являются Буддой Ваджрадхарой, но судить о том, является ли каждый из них Буддой Ваджрадхарой, очень сложно. Поэтому, опираясь на безобманные слова Будды Ваджрадхары, можно с уверенностью утверждать: «Среди моих духовных наставников обязательно есть Будда Ваджрадхара».
Также известны из сутр слова Будды Шакьямуни, сказанные им в момент смерти одному из учеников, Ананде. Ананда, который сильно печалился уходу Будды, спросил его: «После того как Вы нас покинете, Учитель, кто же в будущем будет вести живых существ?» Будда Шакьямуни ответил: «Не беспокойся об этом. Тем, кто имеет благую карму, в будущем я буду являться в форме духовного наставника. В тот момент узнайте меня!»
Не думайте, что Будда Шакьямуни пришел 2500 лет назад, дал учение, а потом ушел. Он постоянно продолжает приходить – в форме духовного наставника или даже обычного человека, чтобы помочь. Именно поэтому он говорил: «В тот момент узнайте меня!». «Я буду постоянно приходить» – это подлинные слова Будды Шакьямуни.
С точки зрения теории вероятностей тот, кто показывает вам полный путь к освобождению, тот, кто ведёт по этапам пути, с наибольшей вероятностью является Буддой. Так с помощью вероятностной логики ваш ум становится ближе к правильному предположению, чем к сомнению.
Второе доказательство таково: вероятность того, что мой духовный наставник – Будда, возрастает на том основании, что он является проводником деятельности всех Будд.
Деятельность Будды заключается в том, чтобы указать путь к освобождению, тем самым, помогая живым существам. Будда говорил: «Я не смогу избавить живых существ от страданий так, как извлекают занозы из их ног. Я не могу очистить их негативную карму, полив их нектаром. Я не могу передать им свои реализации, как делают дары. Я могу помочь им, только указав путь к освобождению». На основании этой цитаты вы должны заключить, в чём состоит основная деятельность Будды. Она состоит не в передаче посвящений, проведении ритуалов сэргим, преподнесении даров. Она состоит в указании полного пути к освобождению. В этом состоит его помощь живым существам.
Кто осуществляет эту деятельность во времена упадка? Ваш учитель. Поэтому велика вероятность того, что он является эманацией Будды. Сделайте вывод: «Итак, мой Учитель – это Будда». Мне неловко это говорить, но говорю, потому что для вас полезно так думать. Вероятно, ваш учитель – это Будда, потому что именно он является проводником деятельности Будды, и, следовательно, вряд ли он является обычным человеком. Подумайте так: «Ведь Будда способен эманировать миллионы тел, зачем же ему опираться на обычное человеческое существо? Учитель не может быть обычным существом. Поэтому вероятность того, что мой Учитель – Будда, велика».
Вопрос из зала:
– Почему я должен утверждать, что среди моих духовных наставников кто-то обязательно является Буддой Ваджрадхарой? Ведь любой человек может найти себе одного ученика, и тогда он – Будда Ваджрадхара.
– Я вам уже объяснял это. Повторю. В целом, в смысле общего понятия гуру, ваш духовный наставник – это Будда. Если бы я сказал, что все ваши учителя – Будды, то тогда, действительно, достаточно было бы завести одного ученика и стать Буддой. То, что каждый из учителей – это Будда, сложно доказать. Если кто-то имеет десять учителей, это не означает, что все они Будды.
– Можно ли утверждать, что если у меня сто учителей, то один из них – Будда?
– Это сложно доказать. Сначала вы должны понять, что в целом, в принципе, духовный наставник – это Будда. Затем надо доказать, что ваш учитель с большой долей вероятности является Буддой, потому что он передает вам Учение Будды. Если он передает вам Дхарму, то вероятность того, что он является Буддой, возрастает. Используйте теорию вероятностей, ведь это точная математическая наука, а вы обладаете математическим складом ума. В Тибете, чтобы доказать, что духовный наставник – Будда, теорию вероятностей не использовали, люди просто верили в это. В том, чтобы верить в то, что учитель – это Будда, нет никакой опасности. Если вы будете считать так, то вероятность того, что ваш учитель – Будда будет возрастать.
Третье доказательство: вероятность того, что духовный наставник – это Будда, велика, потому что он приносит благо всем живым существам.
Ведите сами с собой следующий диалог.
– Приносит ли в наши дни Будда Шакьямуни пользу живым существам? – спрашиваете вы себя.
– Да, приносит, – отвечаете вы.
– Помогает ли он мне?
– Да, помогает.
– Как он мне помогает?
– Его основная деятельность – дарование учения, он открывает мой ум, – говорите вы.
– Кто все это делает? – снова спрашиваете себя.
– Мой духовный наставник. Поэтому с большой вероятностью можно сказать, что Будда в облике моего духовного наставника мне помогает, – заключаете вы.
Далее ваш образ мыслей должен быть следующим: «Если мой Учитель - не Будда, тогда в наши дни Будда не помогает живым существам, не помогает мне. Но поскольку основная деятельность Будды заключается в том, чтобы постоянно приносить помощь живым существам, указывая путь к освобождению, с точки зрения теории вероятностей утверждение, что мой Учитель не является Буддой, противоречиво. Следовательно, я могу заключить, что мой Учитель – это Будда. Даже если он – не Будда, поскольку он очень добр ко мне, я буду полагать, что он – Будда, от этого я ничего не потеряю, для меня от этого будет только польза». Порой вам трудно принять то, что, несомненно, принесёт вам огромную пользу. Вместе с тем, не прибегая к логике и теории вероятностей, вы легко верите откровенным мошенникам, вкладывая свои последние деньги в акции однодневных финансовых пирамид.
С помощью трех вышеприведенных доводов вы можете уже с очень большой вероятностью заключить: «Вероятно, мой Учитель – это Будда. Но все же я еще вижу в нем слишком много недостатков».
[1] Теория вероятностей — раздел математики, изучающий закономерности случайных явлений: случайные события, случайные величины, их свойства и операции над ними
[2] Хотя любой факт, как показывает современная наука, «нагружен» теорией.