12. ПЕРЕХОД ОТ ИЗВРАЩЕННОГО СОЗНАНИЯ
12. ПЕРЕХОД ОТ ИЗВРАЩЕННОГО СОЗНАНИЯ, ВОСПРИНИМАЮЩЕГО ГУРУ КАК ОБЫЧНОЕ СУЩЕСТВО, НЕ ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ БУДДОЙ, К СТАДИИ СОМНЕНИЯ В ПРАВИЛЬНОСТИ СВОЕГО ОБЫДЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И АНАЛИЗ ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ СЛЕДУЕТ ВИДЕТЬ ГУРУ КАК БУДДУ
Прежде всего, установите правильную мотивацию. Мы остановились на объяснении этапа перехода в аналитической медитации от извращённого сознания к стадии сомнения. В данном случае – от извращенного представления о гуру как обычном человеке – к сомнению в этом исходном представлении. Когда вы занимаетесь аналитической медитацией, нужно сделать основной упор на следующий вопрос: «Каким образом ты можешь сделать вывод, что Учитель не Будда?». Как я уже говорил, глубоко внутри вас уже сидит сделанный прежде вывод, что учитель – не Будда. Спросите себя, какими доказательствами вы располагаете? Исследуйте свои доказательства, используемые доводы – и вы обнаружите, что все эти доказательства и аргументы неудовлетворительны с логической точки зрения. Наиболее сильными среди доводов в пользу того, что гуру – не Будда, являются только два: то, что гуру выглядит как обычный человек, и то, что он не демонстрирует сверхъестественных сил. Но, как уже говорилось выше, из того, что учитель выглядит как обычный человек, еще не следует, что он – не Будда. Кроме того, вы считаете, что если ваш учитель Будда, то он должен был бы демонстрировать перед вами сверхъестественные способности. А он не демонстрирует. Поэтому ваше негативное состояние ума уже сделало вывод, что ваш гуру – не Будда. Но, согласно логическому доводу по ненаблюдению, человек, который не видит духа перед собой, не может сделать вывод, что перед ним нет духа, потому что у него нет доказательств этого. Как может омрачённый ум делать вывод, что гуру не Будда? С высокой долей вероятности можно заключить, что этот вывод есть проявление извращённого сознания. Итак, два наиболее сильных аргумента извращенного сознания полностью не состоятельны, не говоря о других. Необходимо размышлять об этом вновь и вновь. И скажите себе: Ты, мой омраченный ум, не помнишь, что ты делал два года назад. Как же ты можешь доказать, что мой Учитель – не Будда?» Итак, вывод о том, что гуру – не Будда, на 100% является плодом извращенного сознания.
Наставления, которые я вам даю, вы не найдёте в текстах категории «Ламрим», потому что они передаются по линии наставлений «из уха в ухо». Они относятся к комментариям, которые основаны на собственном опыте. В систему данных наставлений включены все положения «Ламрима», но порядок передачи – несколько иной.
Итак, ваш ум пришёл к сомнению: «Может быть, Учитель - не Будда, а может быть, он – Будда». Теперь скажите себе: «Не только в отношении собственного Учителя, но и в отношении других живых существ я не могу сказать, что они не являются Буддами». Кто знает, может быть, эта собака является эманацией Будды. Вы не сможете доказать, что эта собака – не Будда. Будда сказал: «Только я, Будда, устранивший бесследно все омрачения, могу судить, кто есть кто. Другим не дано об этом судить, как не могут они знать, есть ли огонь в пепле». Видя пепел, вы не можете сказать, есть ли там, под пеплом, огонь. Поэтому скажите себе: «Не только мой Учитель, но и вообще любое живое существо может оказаться Буддой. Я не могу знать, что он – не Будда». Кто знает, может, нищий, который просит подаяние, является Буддой? Если мы откажем ему в милостыне, то это может обернуться для нас большой потерей. Мы ведь не обладаем хорошей кармой, позволяющей видеть Будду в теле Самбхогакая. Будда иногда приходит в облике нищих. «Не судите» – это слова самого Будды.
Когда-то Майтрейя явился Асанге в виде заживо гниющей собаки. Нельзя судить о том, кто есть кто, лишь на основании видимости. Нет ничего опасного в том, чтобы будете думать хорошо обо всех людях. Опаснее, если у вас будут возникать негативные мысли о бодхисаттве, тем самым вы накапливаете много негативной кармы. Занимайте позицию здравого смысла, срединного подхода в отношении того, кому – доверять, а кому – нет. Например, в бизнесе, при заключении торговой сделки, будьте осторожны, не думайте, что все люди – это Будды. Нужно соблюдать баланс: если во взаимоотношениях с другими нет опасности, что вы потеряете что-то очень значимое, то обращайтесь со всеми хорошо. Мои друзья мне говорят: «Ты, Тинлей, думаешь, что все люди – святые»[1].
В «Ламриме»[2] приводится следующий довод, почему мы должны видеть в гуру Будду: все живые существа могут быть Буддами, но если мы видим в своем гуру Будду, то тогда мы получаем больше преимуществ. В «Ламриме» прямо не указывается, что духовный наставник является Буддой. Если бы всякий гуру был Буддой, то в таком случае стать Буддой очень просто – достаточно завести себе одного ученика. Говорится, что есть вероятность того, что духовный наставник является Буддой, но также есть вероятность того, что он – не Будда. Поэтому нужно видеть духовного наставника как Будду, тогда противоречия не возникнет. Лично у меня тоже есть сомнения, что все мои наставники являются Буддами, но они все были добры ко мне, и я вижу в них Будд. «Ламрим» не утверждает, что духовный наставник – это Будда, а объясняет, почему мы должны видеть духовного наставника как Будду. Эта причина заключается в том, что такое восприятие своего гуру – как Будды – дает много преимуществ, коих нет в случае восприятия других существ как Будд. В том, чтобы видеть собаку как Будду, – в этом нет, собственно говоря, никаких преимуществ. Кроме того, если бы мы воспринимали всех живых существ как Будд, то нам было бы сложно взрастить к ним сострадание.
[2] Имеется в виду традиция учений Ламрим, представленная текстами «Ламрим».
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка инста