9. ЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПУТ С СОБСТВЕННЫМ НЕГАТИВНЫМ УМОМ
9. ЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПУТ С СОБСТВЕННЫМ НЕГАТИВНЫМ УМОМ
Причина, по которой я даю это учение по логике, состоит в том, чтобы научить вас распознаванию нелогичности своего убеждения в том, что учитель – не Будда. Вы не можете сделать вывод о том, что учитель – не Будда, так как у вас нет доказательств этого. Вступите в диспут со своим негативным умом. Задайте ему вопрос: «Почему Учитель не Будда?» Он отвечает вам: «Учитель (A) не Будда (B), потому что он выглядит обычно (C)». Проанализируем этот вывод с точки зрения трех характеристик правильного умозаключения – чогчо, джечаб и догчаб.
А – это объект умозаключения. В данном примере это «учитель». С – это довод (логическое основание), в данном примере – «выглядеть обычно». В – это логическое следствие, в данном примере – «не Будда».
В данном умозаключении первое условие достоверности – чогчо (связь между A и C) соблюдается: духовный наставник выглядит как обычный человек.
Второе условие достоверности – «прямое охватывание» джечаб («Если нечто есть C, то с необходимостью является B»). В данном случае это условие формулируется так: «Тот, кто выглядит обычно, с необходимостью является не Буддой». Но это не верно. Можно привести много примеров, когда Будда проявлялся в форме обычной видимости. Так, Будда Майтрейя проявлялся в форме собаки. Мудрый человек может выглядеть глупым, глупцы кажутся умными и т. д. Так что в данном примере умозаключения второе условие достоверности логического вывода, джечаб, не выполняется. Тот, кто выглядит обычно, не обязательно является обычным человеком. Вовсе не обязательно, что он – не Будда.
Рассмотрим третье условие достоверности, «обратное охватывание» догчаб. Оно формулируется по такой логической схеме: «не-C с необходимостью является не-B». В данном случае оно имеет такую конкретную формулировку: «Если некто выглядит необычно, то он с необходимостью является Буддой» т.е. то, что является не-С, должно быть не-В.
Вот пример, когда джечаб соблюдается, но не соблюдается догчаб: «Звук (А) непостоянен (В), потому что исходит из уст человека (С)»
Здесь джечаб формулируется следующим образом: «То, что исходит из уст человека, должно быть непостоянным». Догчаб формулируется так: «Всё, что не исходит из уст человека, должно быть постоянным», что неверно. Значит, догчаб в данном примере не имеет места.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в инстаграм