11. ЛОГИКА СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ДВУХ ОБЪЕКТОВ
11. ЛОГИКА СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ДВУХ ОБЪЕКТОВ: отношения тождества, трех альтернатив, четырех альтернатив, противоречия
Вышеприведенные примеры логического анализа были призваны продемонстрировать логические средства базового анализа феноменов, применяемые в аналитической медитации (в данном случае – для развития преданности гуру). Вы познакомились с тремя условиями правильного логического вывода (умозаключения), а также с тремя видами правильных логических оснований (доводов). Кроме того, вам необходимо владеть логикой сравнительного анализа двух феноменов, который применяется, для того чтобы с помощью явного или менее скрытого феномена познать скрытый феномен. Для того чтобы заниматься медитацией о Четырех Благородных Истинах, необходимо знать точное логическое соотношение между этими Истинами, между сансарой и нирваной и так далее и провести логические диспуты со своим внутренним оппонентом.
Во время логического диспута ответ на вопрос о том, каково логическое отношение между двумя феноменами[1], может иметь один из четырех возможных вариантов:
«пребывают в тождестве», когда объекты совпадают по смыслу (тиб. don gcig yin)[2];
« существуют три альтернативы» (тиб. mu gsum yod);
«существуют четыре альтернативы» (тиб. bzhi yod);
«пребывают в отношении противоречия» (тиб. ‘gal ba yin).
Обычно мы неверно полагаем, что если феномены[3] не тождественны, то, значит, они противоречат друг другу. Однако существует много феноменов, которые не тождественны, но и не противоречат друг другу.
Что такое отношение тождества? По определению, в отношениях тождества находятся феномены, имеющие один и тот же смысл. Пример тождества – это логическое отношение между непостоянными и производными феноменами. Когда мы говорим о непостоянстве, то рассматриваем феномен с точки зрения разрушения. Говоря о производности, мы рассматриваем феномен с точки зрения того, как он существует. А по сути это одно и то же. Если что-то произведено, то оно должно быть непостоянным, и если что-то непостоянно, то оно производно. То есть тождественные феномены – это феномены одной сути[4].
В общем виде отношение трех альтернатив между феноменами можно выразить следующим образом. Обозначим сравниваемые феномены терминами p и q[5]. Это термины, обозначающие целые классы объектов. Например, если p означает «женщина», то это класс женщин. Если q означает «человек», то это класс людей. Таким образом, говоря о логическом соотношении феноменов «женщина» и «человек», мы имеем в виду сравнение класса женщин и класса людей. Отношения объектов этих двух классов ограничены тремя альтернативами:
– отношение однонаправленного проникновения между p и q: все объекты класса p с необходимостью есть q, но все объекты, которые относятся к классу q, не есть с необходимостью p. Например, все женщины с необходимостью являются людьми, но все люди не являются с необходимостью женщинами[6].
– Есть объекты, которые не относятся ни к классу p, ни к классу q. Например, животные.
Итак, если два сравниваемых феномена находятся в отношении трех альтернатив, то, во-первых, есть примеры объектов, которые являются одновременно p и q. Во-вторых, есть объекты, которые являются p, но не q, или объекты, являющиеся q, но не являющиеся p. То есть имеет место однонаправленное проникновение p в q (или q в p). В-третьих, есть объекты, которые не являются ни p, ни q.
Теперь рассмотрим логическое отношение между двумя феноменами, называемое отношением четырех альтернатив. Примером отношения этого типа является отношение между «деревом» и «столом». Во-первых, мы можем назвать объект, который является и столом и деревом, это – деревянный стол. Во-вторых, есть объекты, которые являются деревом, но не является столом, например, любое дерево или деревянный стул. В-третьих, есть объекты, которые являются столом, но не деревом, например, железный стол. В-четвёртых, есть объекты, которые не являются ни столом, ни деревом, например, человек, собака и так далее.
В общем виде отношение четырех альтернатив можно выразить следующим образом. Сравниваемые феномены обозначаются терминами p и q. Отношение четырех альтернатив имеет место, если:
– существует то, что есть оба – и p и q;
– существует то, что есть p, но не есть q;
– существует то, что есть q, но не есть p;
– существует то, что не есть ни p ни q.
Теперь определим, каково логическое отношение между Благородной Истиной Страдания и Благородной Истиной Источника Страдания. Кто знает?
(Ответ из зала: три альтернативы)
Три альтернативы? Тогда ответьте мне: «Что является тем и другим?»
– Омрачения, например, гнев и зависть – это одновременно то и другое.
– Омрачения – это Благородная Истина Источника Страдания?
– Да.
– Омрачения – это Благородная Истина Страдания?
– Да.
– Омрачения обладают природой страдания?
– Да.
– Что является Благородной Истиной Страдания, но не является Благородной Истиной Источника Страдания?
– Головная боль. Она относится к Благородной Истине Страдания, но не относится к Благородной Истине Источника Страдания, потому что не является причиной страдания, причиной сансары.
– А что не является ни тем, ни другим?
– Нирвана.
А теперь ответьте, каково соотношение между Благородной Истиной Пресечения страдания и Благородной Истиной Пути?
– Три альтернативы.
– Если это три альтернативы, тогда что является и тем и другим, то есть одновременно и Благородной Истиной Пути и Благородной Истиной Пресечения? Дайте конкретный пример. Является ли мудрость постижения Буддой Пустоты Благородной Истиной Пресечения? Мудрость постижения Пустоты обладает омрачениями или нет? Если да, то является ли она пресечением?
– Это было бы противоречием, если бы мудрость, обладающая омрачениями, являлась бы Пресечением.
– Тогда ответьте на вопрос: мудрость постижения Пустоты Буддой (Благородная Истина Пути) свободна от омрачений или нет? Если да, то она сама по себе есть Благородная Истина Пресечения. Так? Или не так?
Вы должны понимать, что постигающий Пустоту ум – это не пресечение омрачений. Что является пресечением омрачений? Пустота этого ума[7] – вот что есть пресечение омрачений. Мудрость постижения Буддой Пустоты не является Пустотой ума Будды. Третья Благородная Истина, Истина Пресечения[8], постоянна. Но мудрость Будды, познающая Пустоту, непостоянна. Она является Благородной Истиной Пути. Пресечение – это Пустота. Поэтому вы точно можете сказать, что мудрость Будды, познающая Пустоту, не является Благородной Истиной Пресечения Страдания.
Но если теперь я спрошу, есть ли у него омрачения, тогда что вы скажете?
– Если у стакана нет омрачений, то тогда является ли он Благородной Истиной Пресечения?
А теперь ответьте, омрачена ли мудрость, познающая Пустоту?
– Является ли она Пресечением?
– Необязательно, [если исходить из определения Пресечения как Пустоты].
Приведём простой пример: когда вы стираете грязную одежду, происходит пресечение грязи в одежде.
– Пресечение грязи это одежда или нет?
– Одежда – это не пресечение грязи. Где эта грязь пресекается?
[1] Речь идет о познании скрытых феноменов, выражаемых общими, абстрактными, понятиями.
[2] Сказать, что это понятия, совпадающие по значению, было бы не совсем точно.
[3] Напоминаем, что феномен – это любой объект познания.
[7] То есть таковость ума, свободного от омрачений.
грубые омрачения пресекаются. Это состояние безмятежности сопровождается чувством блаженства – не только ментального, но и телесного. Когда ум В состоянии реализованной шаматхи обретается контроль над умом, и обретает блаженство, сложная система циркуляций ветров (тиб. rlung) в теле активируется этим умом. Благодаря умиротворенному уму по нервной системе циркулирует особый ветер, который наполняет тело невероятным блаженством. Сколько бы вы ни сидели в позе медитации, вместо боли вы будете испытывать блаженство. Если искренне практиковать, то можно достичь состояния, когда ваши ум и тело испытывают блаженство, а грубые омрачения пресекаются, за шесть месяцев. Однако это не означает, что это осуществимо за шесть месяцев для вас. Сначала необходимо провести полную теоретическую подготовку и обрести опыт медитации (Нендро, Ламрим).
Даже если вы достигнете реализации в практике шаматхи, это ещё далеко не Благородная Истина Пресечения, ибо в этот момент вы достигнете лишь пресечения грубых омрачений. В этом отношении реализация шаматхи похожа на архатство, состояние, в котором омрачений уже нет, но семена омрачений еще сидят в сознании[1].
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка вк