8. ТРИ ВИДА ПРАВИЛЬНОГО ЛОГИЧЕСКОГО ОСНОВАНИЯ: ТРИ ВИДА «ЗНАКОВ» (тиб. rtags)
8. ТРИ ВИДА ПРАВИЛЬНОГО ЛОГИЧЕСКОГО ОСНОВАНИЯ: ТРИ ВИДА «ЗНАКОВ» (тиб. rtags)
Как я уже говорил прежде, буддийская гносеология признает наличие двух видов познания – прямого и косвенного – в соответствии с различением в сфере познаваемого (тиб. shes-bya) двух видов познаваемых объектов – явных (тиб. mngon-gyur) и скрытых (тиб. lkor-gyur). Явные объекты доступны прямому восприятию. Скрытые объекты могут быть познаны только косвенным путем (тиб. rjes-dpag). Косвенное познание (тиб. rjes-dpag) осуществляется с помощью логических выводов – умозаключений. Итак, всякое достоверное познание сводимо к двум видам – прямому восприятию и логическим выводам (умозаключениям). Опорой логического вывода, или умозаключения, является логическое основание, или довод (тиб. rtags) . Тибетский термин «rtags» означает «знак». Поэтому в логических трактатах, когда речь идет об умозаключениях, термины «логическое основание» и «знак» являются синонимами, выражающими одно и то же понятие опоры умозаключения.
В классической буддийской классификации логических оснований (доводов) различаются три категории «совершенных знаков» умозаключения. Какие? Согласно тибетским текстам по гносеологии, в умозаключениях о феноменах утверждения встречаются два вида «совершенных знаков» – соответственно тому, что в этих умозаключениях встречаются два вида связи между логическим основанием (C) и логическим следствием (B). Эти два вида «совершенных знаков» умозаключений о феноменах утверждения называются «совершенным знаком природы» (тиб. rang-bzhin-gyi rtags yang-dag) и «совершенным знаком результата» (тиб. ‘bras-bu’i rtags yang-dag). Соответственно основанные на них умозаключения могут быть названы «выводом по природе» и «выводом по результату». Третий вид «совершенных знаков» характеризует умозаключения о феноменах отрицания и называется «чувственно не воспринимаемым совершенным знаком» (тиб. ma-dmigs-pa’i rtags yang-dag). Для простоты мы будем называть его знаком ненаблюдения или, как переводит этот термин А. Морозов, доводом по не наблюдению. Соответственно умозаключения, которые строятся на таком основании, можно называть «выводами по не наблюдению».
Итак, если сформулировать в более простой форме, есть три категории логических доводов (оснований), с помощью которых производится доказательство существования или несуществования всех феноменов: 1) довод по природы; 2) довод по результату; 3) довод по не наблюдению .
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграмм