С буддийской точки зрения временная цель человеческой жизни, наделенной всеми свободами и благоприятными условиями, – это не обретение материальных благ. Она заключается в обретении благого перерождения, защите себя от падения в низшие миры. Чтобы не упасть в низшие миры и обрести благое перерождение, вы можете использовать потенциал драгоценной человеческой жизни, и она поможет вам, в этом – её временное значение. В буддизме объясняется, что богатство – даже если в вашем доме полно бриллиантов – не защитит вас от падения вниз, в дурные уделы будущего перерождения. Вы можете умереть в любой момент, уже в следующий миг вы можете умереть. Раз эта жизнь так ненадежна и кратковременна, как вы можете говорить о её значимости? В буддизме не говорится о значимости этой быстро преходящей жизни. С буддийской точки зрения, имеет смысл извлечь временную пользу из этой жизни, и самой минимальной пользой от неё будет достижение в следующей жизни благого перерождения. Поясню это с помощью аналогии. Возьмем бизнес. Когда деловые люди составляют бизнес–проекты, то минимальным отрезком времени, по прошествии которого можно надеяться на прибыль, считается период от двух до пяти лет. Было бы неразумным надеяться получить прибыль от проекта тотчас же. Лишь глупцы гонятся за сиюминутной наживой. В буддизме закономерной минимальной «прибылью», которую можно получить со временем, является хорошее перерождение в следующей жизни. Если вы приходите в буддизм, для того чтобы достичь целей, связанных с вашими интересами и заботами в этой жизни, такими как, например, обретение здоровья, богатства, славы и т.д., то вы просто глупцы. Вы ошиблись адресом, если пришли сюда с подобными надеждами – получить свою «прибыль» уже сегодня. Подобные ожидания напрасны.
Мы должны мыслить немного масштабнее. Нужно помнить наставление о «восьми дебютных ошибках»[1], которое я вам давал раньше. Оно служит основой для получения вами учения «Ламрим». Вспомним основные выводы, которые вы должны сделать из этого наставления о «дебютных ошибках», проистекающих из вашей приверженности восьми мирским дхармам.
– Не радуйтесь похвале, радуйтесь критике; самое лучшее для вас в этой жизни – это критика.
– Не радуйтесь богатству и не огорчайтесь из-за бедности. Не имеет значения, богаты вы или бедны; бедность в этой жизни – это не трагедия, а, наоборот, это хорошо для вас; не привязывайтесь к богатству: если есть богатство – хорошо, можно помогать другим, а если нет его, то это даже лучше – нет лишних забот, можно больше времени уделять духовной практике.
– Временное счастье обманчиво, радуйтесь временному страданию. Ибо временные страдания делают вас сильнее, используйте их, чтобы сделать ваш ум сильнее. Но не надо искать себе страданий или специально создавать их. Их у вас достаточно, для того чтобы использовать их для укрощения ума.
– Слава и репутация – это лишь пустые слова; нет смысла практиковать Дхарму ради репутации или славы.
Ваша кратковременная цель – забота о счастье в будущей жизни, а не слава и репутация, не похвала, не временное счастье этой жизни. Вы должны практиковать Дхарму не ради восьми мирских дхарм, а, как минимум, ради счастья в будущей жизни. Меньшей цели, чем забота о будущей жизни, обретение вновь человеческого рождения и драгоценной человеческой жизни, быть не может. Благодаря этой временной цели вы сможете в будущем вновь встретиться с Дхармой, это может исполниться благодаря этой драгоценной человеческой жизни. Вы можете умереть в любой момент, завтра или в будущем году. Так, в прошлом году Борис Дондоков был с нами, сегодня его с нами нет, но он создал все причины, чтобы вновь родиться человеком.
Конечно, нашей настоящей целью является достижение состояния Будды, но для начала вы должны быть уверены в том, что создали причины для получения человеческого рождения в следующей жизни.
Скажите себе: «Благодаря драгоценной человеческой жизни я могу создать причины, чтобы обретать человеческую жизнь снова и снова, пока однажды я не достигну состояния Будды».
Второй вид временной пользы от драгоценной человеческой жизни – это освобождение от сансары. Излечение от болезни омрачения – это также временная цель. С точки зрения помощи всем живым существам помощь одному человеку является временной целью. Ведь все другие живые существа, которые были невероятно добры к нам, продолжают страдать. Логика бодхисаттвы такова: «Какой смысл в том, чтобы мне одному освободиться от сансары, когда они продолжают страдать?» Поэтому, если смотреть на духовную практику с позиций Махаяны, то освобождение от сансары – это тоже временная цель, которая может быть достигнута при опоре на драгоценную человеческую жизнь. Благодаря драгоценной человеческой жизни имеется возможность накопления великих заслуг за одни миг. Если ваша жизнь обладает всеми восемнадцатью характеристиками драгоценной человеческой жизни, то она становится «машиной» для создания благой кармы, словно станок для печатания доллара. Когда вы обладаете всеми восемнадцатью характеристиками, то ваша драгоценная человеческая жизнь становится очень мощной «машиной» для печатания доллара (шутка).
Если вы обладаете великой верой в Дхарму, то сможете развить сильные любовь и сострадание. Когда вы желаете всем живым существам освободиться от сансары, развив сильные любовь и сострадание, то, прочитав одну мантру "Ом мани падме хум", создадите безмерное множество заслуг, которые не сможет подсчитать сам Будда. Будда говорил: «Как невозможно сосчитать все капли в океане, невозможно сосчитать заслуги человека, который прочтёт мантру "Ом мани падме хум" с чистой любовью ко всем живым существам». Такое невероятное количество заслуг вы можете обрести в один миг благодаря драгоценной человеческой жизни. Те, у кого нет драгоценной человеческой жизни, у кого нет веры, не могут накопить столько заслуг. Существа, не обладающие драгоценной человеческой жизнью, не могут прочитать ни одной мантры и не могут создать столько заслуг, как вы. Даже Джордж Буш и Владимир Путин не в состоянии создать так много заслуг. А вы – можете. В этом значимость вашей драгоценной человеческой жизни.
Будда говорил: «Я могу сосчитать все камни на горе Меру, но я не смогу сосчитать заслуги того человека, который прочитает с чистой любовью мантру "Ом мани падме хум". Если человек в течение жизни читает мантру "Ом мани падме хум" сто раз ежедневно, то он будет защищен всеми защитниками Дхармы, всеми Буддами, они будут слетаться к нему как пчёлы на мёд".
Чтобы сделать вашу драгоценную человеческую жизнь значимой, читайте мантру "Ом мани падме хум" сто раз каждый день. Я вас очень прошу, чтобы вы использовали эту драгоценную человеческую жизнь, ведь чтение этой мантры не потребует много времени.
Для некоторых драгоценная человеческая жизнь длится ровно столько, сколько я нахожусь с ними рядом. После того как я уезжаю, их драгоценная человеческая жизнь снова становится обычной человеческой жизнью, и только после того как я вновь встречаюсь с ними, их жизнь опять становится драгоценной человеческой жизнью.
А теперь соедините руки и пообещайте читать мантру "Ом мани падме хум" каждый день. Когда вы находитесь рядом с учителем, чтение мантры не представляет особой трудности, но читать её каждый день, в то время, когда у вас случается беда, когда вы испытываете жизненные неурядицы, это – нелегко. Скажите себе: «Какая бы беда ни пришла ко мне, я каждый день буду читать мантру "Ом мани падме хум". И не только это. Пообещайте, что искренне будете в любой ситуации желать счастья всем живым существам. Этим вы будете питать вашу драгоценную человеческую жизнь. Сейчас я вам дам передачу этой мантры и пообещайте мне, что будете читать её каждый день, тогда ваша вера будет сильнее, и тогда ваша драгоценная человеческая жизнь, которая только недавно родилась и пребывает в младенческом состоянии, не погибнет.
Я считал, что драгоценная человеческая жизнь всегда будет со мной, пока не услышал учение о драгоценной человеческой жизни от моего наставника Пано Ринпоче и не понял, что она очень нестабильна и может исчезнуть в любой момент. Ежедневно практикуя, вы будете её укреплять. Без опоры на лодку драгоценной человеческой жизни вы не сможете пересечь океан сансары. Ваша драгоценная человеческая жизнь должна оставаться живой.
В данный момент для вас самое главное – это читать мантру "Ом мани падме хум", желая, чтобы ваш драгоценный учитель был с вами. Если ваш гуру будет жив, будет жива ваша драгоценная человеческая жизнь. Если он умрёт, то ваша драгоценная человеческая жизнь тоже умрёт. Читайте мантру с пожеланием, чтобы гуру стал источником счастья для многих живых существ. Это станет ритуалом долгой жизни вашего духовного наставника. Необязательно совершать большое количество различных ритуалов. Вы попросили меня провести ритуал «Денщук»[2], и я согласился. Если вы будете читать ежедневно 100 раз мантру "Ом мани падме хум", желая счастья всем живым существам, ваша вера будет укрепляться из года в год, и тогда я буду жить долго. Даже если вы будете просить меня умереть, я не смогу этого сделать.
А сейчас ваша вера подобна бумаге на ветру. Если вы уйдёте от меня, я обижаться не стану, но пожелаю вновь рождаться там, где нужна моя помощь. Ведь существует множество других вселенных. Если я здесь не нужен, то тогда буду делать посвящение: «Пусть я получу рождение там, где моя помощь необходима». Ваш учитель будет жить долго, если у вас будет сильная вера.
(Передача мантры и принятие обета).
Если вы получали посвящение, каждый день читайте текст «Лама чодпа» и делайте акцент на чтение мантры, и в этот момент желайте счастья всем живым существам.
Если у вас нет посвящения, то каждый день читайте «Ежедневную молитву для упражнения в медитации» и делайте акцент на чтение мантры "Ом мани падме хум". Не принимайте много обязательств. Соблюдайте главное ваше обязательство – читать "Ом мани падме хум" ежедневно по сто раз. Если у вас есть время, читайте сначала молитву, затем – мантру. Если у вас нет времени, можете читать мантру "Ом мани падме хум" без молитвы. Это легко выполнимо.
Когда мне было семнадцать-восемнадцать лет, я вместе с друзьями любил ходить на дискотеки, но прежде чем пойти туда, я занимался практикой Ямантака-тантры, предупредив друзей, что приду чуть позже. Я всегда соблюдал свои обязательства. После того как вы выполнили свои обязательства, намного приятнее заниматься другими делами, смотреть футбольный матч, телевизионную передачу или пить чай.
Иметь обязательства важно, потому что они вас дисциплинируют. Когда вы имеете внутренне чувство, что у вас есть обязательство, и вы его соблюдаете, то эта внутренняя дисциплина и называется, вообще говоря, практикой нравственности, или нравственностью.
Первый вид нравственности – это нравственность непричинения вреда другим.
Второй вид нравственности – нравственность накопления заслуг путем принятия обетов, – например, обета читать мантры, – и соблюдения принятых обетов.
Третий вид нравственности – это нравственность помощи другим. Принимая обет бодхичитты, вы обещаете помогать другим, нельзя нарушать этот обет. Если кто-то нуждается в помощи, просит вас о помощи, и у вас есть возможность помочь ему, а вы из-за гнева, лени или, памятуя о каких-то негативных моментах, не помогаете этому человеку, то тем самым вы нарушаете обет бодхичитты. Но очень важно проверять, на самом деле помощь нужна или нет. Если на самом деле помощь человеку не нужна, а есть всего лишь хитрость или уловка с его стороны, или если у вас нет возможности или силы помочь, то нет необходимости помогать. Тем самым вы не нарушите обет. Помогать без необходимости – это неправильно, как неправильным является и отказ в помощи тем, кто нуждается. Мысленно всегда желайте счастья другим, постоянно визуализируйте, как помогаете другим. Это ваша духовная практика, это ваша нравственность. Быть нравственным – это просто: сначала перестаньте вредить другим. В буддизме под нравственностью не понимается обязательное посещение храма в определённые дни и т.д., как это практикуется в других религиях, где считается нарушением религиозной этики, если верующий пропускает службу в храме. Не относится к буддийской нравственности и практика аскезы и самоистязания. Наиболее важной общепринятой в буддизме нравственной нормой является отказ от причинения вреда другим. Во-вторых, с буддийской точки зрения, очень важно накапливать заслуги. Пообещайте себе, что будете накапливать как можно больше заслуг. В-третьих, всегда будьте готовы помочь другим. Это – высшая нравственность.
Как говорил Шантидева, самый главный обет – это обет контролировать свой ум.
Поэтому именно собственный ум этот
Нужно хорошо узнать и как следует его охранять.
За исключением клятвы ум защищать
К чему принимать [так] много обетов?[3]
Самый главный обет – это обет защищать свой ум от омрачений, от вредоносных действий. Такую нравственность должны соблюдать все вы, вне зависимости от того, монах вы или нет. Держите этот обет в чистоте, что также является вашей практикой. Если вы принимаете обет не вредить другим, ежедневно памятуйте, что у вас есть обет Прибежища и обет не вредить другим. В этом случае, даже в то время, когда вы спите, вы создаете благую карму. Это сила нравственности.
Теперь займемся практикой вместе. Визуализируйте себя в форме Авалокитешвары, из вашего сердца идёт белый свет в десяти направлениях, и когда он касается всех живых существ, они обретают совершенное счастье: у них рождается бодхичитта и мудрость, познающая Пустоту. У кого нет посвящения, визуализируйте Авалокитешвару на своей голове и визуализируйте, как от него исходит свет. С сильным чувством сделайте следующее пожелание: «Пусть все живые существа обретут счастье. Пусть они, как и я, встретятся с Учителем и обретут веру в него. Пусть они будут обладать в очень сильной степени драгоценной человеческой жизнью!».
У вас у всех есть в разной степени драгоценная человеческая жизнь: у кого-то – сильная, у кого-то – слабая. У тех, кто давно слушает Дхарму и имеет очень сильную веру, их человеческая жизнь является драгоценной в очень большой степени. Для таких людей даже небольшая по объему духовная практика становится мощной практикой. Поэтому сначала сделайте свою драгоценную человеческую жизнь большой и сильной, и тогда в течение трёх-шести лет вы сможете достигнуть состояния Будды. Это зависит от того, насколько сильна ваша драгоценная человеческая жизнь. Поэтому проверяйте, драгоценна ли ваша человеческая жизнь, присутствуют ли в ней все восемнадцать характеристик, какие из них – сильны, какие – слабы. Делайте больший упор на развитие преданности гуру, на понимание Дхармы. Когда вы глубже понимаете Дхарму, ваша драгоценная человеческая жизнь становится более сильной.
[1] Речь идет о восьми мирских дхармах.
[2] В первый раз Пуджа долгой жизни, Денщук, для досточтимого Учителя Геше Тинлея была проведена его учениками по окончании данного цикла лекций.
[3] Глава пятая, шлока 18 «Бодхичарья-аватары» (Śāntideva. Bodhicaryāvatāra: Вступление в практику Бодхисаттв (byang chub sems dpa’i spyod pa la ‘jug pa zhes bya ba bzhugs so)/ пер. с тиб., примеч. и вступ. ст. д-ра филос. наук И.С. Урбанаевой. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007, с. 117)